Чаевые: как появился обычай оставлять "на чай" и почему мы это делаем??

Главная / Чаевые: как появился обычай оставлять "на чай" и почему мы это делаем??

Сам термин «чаевые» зародился в Англии в 16 веке, одновременно с традицией знаменитого английского чаепития. Если гость оставался на ночь в доме, то обязательно оставлял деньги слугам хозяев дома.
Обычай оставлять «чаевые» зародился в Великобритании, а постепенно получил распространение по всему миру. Однако, с чем связано то, что некоторые оставляют «на чай» довольно щедрые деньги, а некоторые не очень, и почему в отдельных странах дополнительная оплата сотрудников сферы услуг не приветствуется? Традиция оставлять «чаевые» всегда вызывал вопросы у экономистов: если в законодательстве нет пунктов, обязывающих нас платить дополнительно, да и у самих нет желания этого делать, тогда почему «чаевые» так распространены?
Если Вы активный путешественник, то могли заметить, что у каждой страны есть определенные правила «чаевых». Так в Америке по традиции оставляют официантам от 15 до 25 процентов от общей суммы заказа, в соседней Бразилии чуть меньше — в среднем, 10 процентов, а в европейских странах от 5 до 10 процентов. А в Японии, например, по общепринятому мнению «на чай» не оставляют вовсе.
Отличительные черты характера разных наций являются не единственным критерием, от которого зависят «чаевые». Важное место здесь занимают разный уровень оплаты труда, социальные нормы поведения и традиции дополнительно оплачивать понравившееся обслуживание. Так же замечено, что влияние других культур может менять отношение к чаевым. Благодаря исследованию, проведенному в 2016 году профессором университета Пенсильвании Эдвардом Мэнсфилдом выяснили, что американцы, возвращаясь из путешествий по другим странам изменяли своим привычкам и оставляли официантам более значительные «чаевые».
"Практика дополнительного денежного вознаграждения, безусловно, связана с экономикой, но в ее основе лежат социальные нормы", - отмечает профессор.
Согласно мнению ученых, существует несколько основных причин, побуждающих нас платить «чаевые»:

  • Это может являться способом самоутверждения, подтверждением собственной превосходности высокого уровня социальной значимости и достатка, мотивацией персоналу со стороны клиента работать лучше в следующий раз;
  • Благодарность за хорошее обслуживание
  • Соблюдение традиций, во избежание осуждения со стороны.

Именно причины, которые заставляют нас оставлять "на чай" и являются определяющими в вопросе за что и когда мы готовы их оставлять. Например, люди, для которых "чаевые" служат подтверждением личной значимости, оставляют "на чай" значительно чаще, и даже в тех сферах, где это не является нормой, скажем ветеринару или парикмахеру.
Если чаевые для человека это искренний способ отблагодарить за хорошо выполненную работу, такие люди как правило оставляют вознаграждение представителям всех профессий, если остались довольны услугами.
Тех же, кто оставляет "чаевые" только в общественных местах, как правило, побуждает к этому социальные нормы и боязнь осуждения.
Вы могли замечать в некоторых ресторанах указанную в чеке сумму "рекомендованных чаевых". Такая сумма иногда достигает 20 процентов! Зачастую, рекомендация оставить "на чай" больше общепринятой нормы отпугивает клиентов, и люди могут и вовсе ничего не оставить. Однако, те кто все так и решает заплатить вознаграждение, оставляют сумму указанную в чеке, благодаря чему официанты могут получить неплохое вознаграждение.
Является ли практика оставлять "на чай" честной? Это зависит от того, с какой точки зрения рассматривать вопрос. Для работников сферы услуг ответ однозначно положителен. Однако, в случае запрета "чаевых" выигрывает правительство, так как эта часть доходов работников сферы услуг никак не контролируется, а следовательно не облагается налогами.